Рустем Шамсутов: «Нельзя доверять бумажечкам, надписям, что сейчас модно делать»

7 июня 2023 г.

В культурно-просветительском центре «Искусство жить» состоялась творческая встреча с художником и искусствоведом Рустемом Шамсутовым

Формат мероприятия включал две части. Первая была теоретической - с погружением в историю возникновения и дальнейшего развития шамаиля, о его разновидностях и значении. Обо всем этом подробно рассказала искусствовед, старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств РТ Разиля Ильясова.

Вторая часть встречи была посвящена непосредственно творчеству самого художника – Рустему Шамсутову. Он рассказал о своей профессиональной деятельности, организованных им выставочных проектах; познакомил со своим творчеством как на слайдах, так и воочию – встреча прошла на фоне его 4 полотен, которые автор привез в центр «Искусство жить» специально для данной встречи.

Как подчеркнула Разиля Ильясова, при подготовке к встрече, одним из основных источников для нее стал теоретический труд Рустема Шамсутова, где он анализирует искусство татарского шамаиля - «Слово и образ в татарском шамаиле». «Это первый фундаментальный труд, который анализирует и классифицирует татарский шамаиль», - отметила она.

Шамаиль в переводе с арабского означает “качества, достоинства", в персидской (шиитской) культуре этим словом стали называть "священные изображения" праведного халифа Али. В суннитской культуре волжских татар "шамаилем" назвали настенные панно, выполненные на обратной стороне стекла и подсвеченные фольгой. Позже этот термин распространился и на печатные издания.

В татарской культуре термин шамаиль впервые был употреблен Каюмом Насыри, который назвал так «изречения из Корана, искусно переписанные крупным шрифтом, украшенные орнаментом». Их появление в Среднем Поволжье   относят к середине XIXвека. Сискусством шамаиля такңе связано имя татарского художника Баки Урманче. Он создавал Шамаили в 1970-х годах. Правда, вскоре отошел от религиозной тематики и начал внедрять пословицы, поговорки на арабском языке и в результате рамки этого искусства растворились.

«Говоря об искусстве татарского шамаиля, это не связано с оберегом.  Официальный ислам «открещивается» от слова «оберег», он признает веру в сердце, которая оберегает. Нельзя доверять бумажечкам, надписям, что сейчас модно делать», - отметил Рустем Шамсутов. - Сейчас проблема в том, что появилось много художников, арабографическое искусство развивается достаточно интенсивно. Пик этого развития показал фестиваль «Шамаиль-арт», который прошел при поддержке Музея изобразительных искусств в Галерее современного искусства. Впервые на всех этажах мы смогли развернуться и показать историю и современные направления шамаиля».

«То, что мы называем шамаилем - священное изображение, в основе которого Коран. Он служил верующему в доме напоминанием о существовании всевышнего, - рассказал Рустем Шамсутов. - Содержание этих сур в этих изображениях ограничивалось не таким уж и большим разнообразием, это было связано с тем народным исламом, который приписывал разным сурам какие-то спасительные качества. Аят аль-Курси получил большое распространение».

На встрече Рустем Шамсутов рассказал, как о своих ранних работах, так и о более современных. Одна из крупнейших - стена в 25 метров, разделённая на четыре эпохи письменности: древнетюркское рунное письмо, арабскую вязь, латиницы и алфавит. Выполнена стена в основном из мозаики на основе смальты. Это произведение искусства создано при поддержке мецената Исмаила Ахметова и украшает школу в Богатых Сабах.