Коллекционер Гульшат Нугайбекова: «Для меня очень ценно сохранить то, что было заложено нашими предками»

5 декабря 2023 г.

В культурно-просветительском центре «Искусство жить» состоялась очередная встреча с коллекционером Гульшат Нугайбековой, которая была посвящена деревянному зодчеству казанских татар.

Гульшат Нугайбекова является коллекционером и реконструктором татарского национального костюма. Знакомство с ней в стенах «Искусство жить» началось с лекций о головных уборах, ювелирных украшениях татар и убранстве татарского жилища. 

Все встречи она сопровождает предметами из своего личного собрания, которое она постоянно пополняет.

В этот раз Гульшат Нугайбекова решила рассказать про деревянное зодчество татар.

«Я долго размышляла о том, что, не имея исторического и архитектурного образования, вправе ли я проводить эту лекцию», – поделилась в начале встречи коллекционер и рассказала, что сподвигло ее затронуть эту тему.

«Интерес возник у меня ещё три года назад, когда мы с супругом, купив участок  посреди татарской деревни, озаботились вопросом – как построить дом так, чтобы он смотрелся уместно и не нарушил общий облик села. Удивительным для нас оказался тот факт, что изначально участок шел наискосок, что, как объяснили соседи, было обусловлено ориентированностью многих домов на  Мекку. Объехав соседние деревни, проштудировав гору литературы по татарскому зодчеству, был создан проект, который мы смогли воплотить в жизнь, построив наш дом с использованием классических татарских приемов внешнего декорирования жилища. Но, даже после окончания строительства, интерес не иссяк, ибо увидев старинные сохранившиеся дома татар XIX века в Большой Атне и Менгере, узнав, какой глубинный семантический смысл вкладывали плотники даже в простую фигуру в виде ромба, не говоря уже о солярных, зооморфных мотивах, стало понятно, насколько самобытно  и оригинально сельское зодчество казанских татар, насколько оно является настоящим отражением культуры и мировоззрения народа».

В своих изысканиях автор опиралась на фундаментальные труды историка-этнографа Фуада Валеева, демонстрировала выдержки из его статей. «Он прожил всю свою жизнь для увековечивания татарского декоративно-прикладного искусства и зодчества в том числе. Его книги – настоящая кладовая и помощь для тех, кто хочет узнать про татарское наследие», – отметила Гульшат Нугайбекова.

Во время подготовки материала для встречи, Гульшат Нугайбекова объехала десятки деревень, сформировала фотоархив, беседовала со многими старожилами сел, изучала архитектуру сел и деревень территорий современного Заказанья, блестящему развитию деревянного зодчества которого во многом способствовало, влияние монументальной архитектуры булгарских городов домонгольского и золотордынского времени, а затем Казани XV- XVI вв. Гости встречи узнали, какими орнаментами татары украшали оконные наличники, что означали эти символы. Что символизировало солнце на фронтоне дома, какими были заборы и ворота, где был расположен вход в дом и каким было крыльцо, как и для чего сооружали надземные переходы между домами? Ответы на эти и многие другие вопросы дала Гульшат Нугайбекова для слушателей в «Искусство жить».

«Для меня очень ценно сохранить то, что было заложено нашими предками. Я понимаю, что нам еще искать и искать и до конца не понять заложенный смысл в каждой детали. Надеюсь, что найдутся единомышленники-энтузиасты, с которыми мы успеем запечатлеть в фотографиях и чертежах сохранившиеся шедевры деревянного зодчества татар. В планах создание небольшого сборника чертежей узоров для наличников, схем фронтонов, наверший тесовых оград, который, возможно, пригодится людям, желающим построить дом с соблюдением истинных традиций строительства татар, с осмысленным использованием декоративных элементов», – отметила Гульшат Нугайбекова.

«Пока есть такие люди, как Гульшат, это будет жить», – поддержала директор культурно-просветительского центра «Искусство жить» Айсылу Ахметшина.